Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Правоотношения покупателя и продавца

Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, гостиничными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями.

Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон 2300-1, Закон "О защите прав потребителей"), Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребителями не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд.

Закон "О защите прав потребителей" устанавливает следующие основные права потребителей:

1. ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

Данное право регулируется ст. 7 Закона 2300-1 и означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Вред, причиненный вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению.

2. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ (РАБОТАХ, УСЛУГАХ)

ст. 10 Закона 2300-1 установлено, что Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Полный перечень необходимой информации определен в ст. 10 Закона №2300-1.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.


3. ПРАВО НА КАЧЕСТВО ТОВАРА (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

Регулируется ст. 4 Закона № 2300-1 и означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями или требованиями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

ПРАВИЛА ДОСТАВКИ ТОВАРА

Доставка товара - услуга дополнительная и магазин не вправе ее навязывать, а может только предложить, проинформировав покупателя о цене, условиях и сроках доставки.

При доставке товара самостоятельно, придется нести ответственность за все механические недостатки (поломки, сколы, трещины и т.д.), которые могут появиться по пути из магазина до квартиры.

Отношения по доставке товаров регулируются главой 40 ГК РФ. Статья 796 ГК РФ устанавливает ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата или повреждение произошли по причинам, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело.

Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась стоимость товара, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере его стоимости. Кроме реального ущерба, перевозчик обязан возвратить получателю сумму, взысканную за перевозку груза, если она не входит в его стоимость. 

Оформляя и оплачивая доставку в магазине:

- не подписывайте заранее накладную на еще не доставленный товар;

- приняв доставленный товар, не спешить расписываться в получении, пока тщательно не осмотрите его на предмет наличия видимых механических повреждений. В случае их обнаружения, необходимо смело отправлять вещь в магазин и требовать взамен другой.

- обязательно сохраняйте документы, подтверждающие оказание услуг по доставке.

Эти правила помогут призвать к ответственности юридическое лицо, осуществлявшее доставку, в случае обнаружения повреждений, допущенных при неаккуратной транспортировке товара.

4. ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

В соответствии со ст. 17 Закона 2300-1, Защита прав потребителей осуществляется судом.Иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; месту жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты гос. пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

За причиненный моральный вред потребителю вследствие нарушении его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона № 2300-1).

При удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона № 2300-1).

Не многие могут похвастаться знанием закона, защищающего права потребителей.

Уважаемые потребители, знайте свои права и умейте их отстаивать!

Проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе по вопросам защиты прав потребителей можно по будням по телефону: 2-43-43 с 9-00 до 17-00, обеденный перерыв с 12-00 до 13-00.



Возврат к списку