Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований

Как установлено главным нормативно-правовым актом Российской Федерации - Конституцией РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование" (статья 31).

В настоящее время в России действует Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", он направлен, прежде всего, на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В части 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" указано, что проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Свобода собраний наряду со свободой слова, правом на объединение, участием в выборах, в референдуме и правом на обращения относится к числу политических прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующей Конституции Российской Федерации.

Как показывает практика, такое право, как свобода собраний, имеет весьма вероятную судебную перспективу или наступление юридической ответственности для участников и организаторов, очень важно правильно квалифицировать все действия лиц, так или иначе причастных к реализации этой свободы.

Итак, ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определены такие основные понятия как: 1) публичное мероприятие - открытая, мирная акция; 2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном для этого месте; 3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте; 4) демонстрация - публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 6) пикетирование - публичное выражение мнений, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" выделяется несколько категорий физических лиц, объявляемых участниками публичных мероприятий. Это граждане Российской Федерации, а также члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

1. Какие же права имеют участники публичного мероприятия? Итак, они могут:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

2. Однако, участники, наряду с правами, имеют и обязанности, а именно:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

3. Но есть действия, которые прямо запрещены законом для участников публичных мероприятий. Нельзя:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится, например, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Хочется напомнить о таком важном, в настоящее время, аспекте, отраженном в статье 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", что совершение действий экстремистского характера в ходе проведения массовых акций несет повышенную опасность как в связи с возможным большим количеством вовлеченных лиц, так и в связи с возможными массовыми жертвами. Ведь инстинкт толпы может захватить даже самых адекватных и законопослушных. Поэтому, законодательство РФ кроме закрепления общего запрета на осуществление экстремистской деятельности в ходе массовых акций, возлагает на организаторов массовых митингов, демонстраций, пикетов и иных акций ответственность за соблюдение порядка в ходе этих акций. Они обязаны не только предотвращать действия экстремистского характера, но и пресекать уже начавшиеся.

Обратите внимание! За нарушение установленного порядка организации или проведения митинга установлена административная (статья 20.2 КРФ об АП) и уголовная (статья 212.1 УК РФ) ответственность.



Возврат к списку